Вы здесь

Передача травмы между поколениями

Людмила Петрановская выделяет 4 поколения, начиная с военного и описывает, как происходит передача и трансформация травмы и сценариев жизни.

1. Поколение горя и стоического терпения. Женщины войны, которые оставались одни, без мужчин, сжимали зубы и им было ни до чего другого, кроме как выжить и выкормить детей.

2. Поколение обиды и потребности в любви. Дети военного времени, которые видели мучения матерей и которым не хватало любви и внимания, но они не смели и не решались лишний раз отвлечь матерей, тем более на такие "глупости". Как результат это поколение рожает своих детей что бы наконец получить любовь, недополученную от своих матерей. Их слова "я не сплю, пока ты не придешь домой" - это слова обращенные к их собственным матерям, а не к своим детям. Это "вечные дети", "вечно обиженные дети", ищущие любви родителей. Это жертвы жертв.

3. Поколение вины и гиперответственности. Дети "вечных детей" вынуждены стать родителями своим родителям. Это поколение дядей Фёдоров с вечным ключом на шее, продленкой или супом в холодильнике, которые очень рано начинают уметь всё. (а вот родители дяди Фёдора по мультику умеют только в обморок падать, по курортам ездить и обижаться). И естественно, что разъединение с такими родителями очень сложно. И естественно, что у этих детей тоже "дефицит любви", ведь традиция и образец передачи любви были потеряны ещё в военные годы. Они не умеют ни любить ни быть любимыми. Только быть ответственными и чувствовать себя виноватыми, (потому что родители то обижены).

4. Поколения пофигизма и инфантильности. Дяди Фёдоры, рожают своих собственных детей. И точно знают, что не повторят ошибок своих родителей и потому с рождения ребенка водят на английский, танцы и в бассейн. Занимаются ранним всесторонним развитием и дают ребенку массу внимания. Внимания, но не любви! Любить то они не умеют. И кроме всего прочего они точно и лучше других знают - что хорошо для их ребенка. Потому к подростковому возрасту эти всесторонне развитые дети хотят только лежать на диване и сидеть в интернете. Потому как во-первых - пусть эти родители уже отстанут со своим развитием (они устали), а во-вторых - их развивали, а не они сами развивались. И единственное, чего они не умеют - это принимать решения, брать ответственность и организовывать свою собственную жизнь. А зачем? Ведь этим всегда занимались родители.

Раздел: 

Комментарии

Аватар пользователя володя

Очень интересно,Но возникают вопросы.Как насчет довоенных коллективизации,революции и т д...крепостничества наконец.Среди людей одного поколения можно встретить все "поколения" по Петрановской,также различные подвиды четырех вделенных...Другое дело сам принцип травм сценариев очень МЕТОК!Спасибо Ирина.
Аватар пользователя Irismola

все таки, Володя, я предполагаю, что есть разница - в период послевоенного поколения попало много людей (да наверное большинство) либо простого происхождения, без традиций и корней, либо лишенного этих корней в раннем возрасте из-за той же коллективизации, революции и так далее. И поэтому начало обнулилось. Люди, не важно, городские или деревенские, с четкими устоями, не взирая ни на какие катаклизмы умели любить детей и умудрялись научить их любить себя и свое дело, труд.
Аватар пользователя Vetochka

как это похоже на всё вокруг. Ведь действительно большинство мам и пап знают какое дать образование, как кормить, во что одеть, а вот как любить не знают. Вообще спасибо Ирина, что хоть ты нам рассказываешь что такое любить и принимать :)