Вы здесь

Рудигер Дальке: Голос как симптом

Голос становится симптомом тогда, когда он не соответствует фигуре человека. Тихий, еле слышный голос так же несвойственен крупному, крепкому телу, как глубокий и грубый — миниатюрному и хрупкому. Правда, в худощавом теле голос не находит себе резонатора, чтобы достичь глубины и звучности. Однако никакого резонатора не требуется для того, чтобы заставить звучать свой собственный голос намного выше или ниже природного тембра.

Тонкий голос (писк), который раздается из мощного, статного тела, показывает, что его обладатель боится собственных возможностей и не позволяет голосу звучать в соответствии с телом.

Контраст между писклявым голосом и мощным телосложением говорит о крайне смятенном состоянии духа и отсутствии самоуважения.

Дребезжащий голос ассоциируется со страхом.

Очень похож на него так называемый бесцветный голос, принадлежащий робким, неуверенным в себе людям, которые в любой ситуации предпочитают покоряться, не пытаясь найти в себе внутреннюю силу и создать более достойный имидж.

Причиной хриплого голоса является раздражение голосовых связок и неосознанное раздражение настроения. Оно может, к примеру, проявляться в том, что обладатель хриплого голоса постоянно сдерживает подступающий к горлу крик, вместо того, чтобы раз и навсегда «прокричать» все, что рвется из глубины сердца.

Хрипота означает и то, что человек не прислушивается к себе и к своим потребностям. В хриплости ощущается чувство протеста. Хриплый голос выдает напряженную ситуацию. Приятный голос лишь тогда становится хриплым, если его обладатель соответственно обстоятельствам слишком много говорил, не попадая в резонатор. Но тот, кто не может попасть в резонатор, вряд ли найдет резонанс у слушателя. Чем сильнее хрипит голос, тем меньше доверия к нему.

Хрипота может привести к потере голоса (афонии) — симптому многих болезней гортани, от воспаления до паралича. Потеря голоса не только в сфере политики означает потерю своих избирательных прав. Полностью отказывающий голос означает неконтролируемую ситуацию, связанную с лишением могущества и гражданских прав. В первую очередь это может свидетельствовать о физическом недостатке места, хотя бы из-за зоба. Хотя, с другой стороны, причиной может быть и угнетенное состояние души.

Задача при хрипоте, очевидно, состоит в том, чтобы говорить потише и научиться молчанию, что в физическом смысле ведет к осторожности, а в духовном — к самоуглублению. Это необходимо, ведь речь идет о физическом и душевном здоровье. Только тогда можно вновь возвратить голос.

Человека, который говорит невнятно, очень трудно понять. Напрашивается вопрос: хочет ли он быть понятым? Понятна ли ему самому та мысль, которую он пытается так неясно изречь? Неясная, расплывчатая речь выдает неясность мысли. Говорящий плывет и опасается того, что его речь может быть воспринята как неразборчивая болтовня. Ему не хочется быть пойманном на слове. Ведь его убеждения несостоятельны, ненадежны и недостаточно понятны для того, чтобы возвещать о них более твердым, четким и ясным голосом.

Все, что было сказано о неразборчивой речи, в равной мере применимо и к неуверенной робкой речи. Каждым произносимым словом говорящий помимо содержания речи как бы хочет еще сказать: «Пожалуйста, не трогайте меня, я же вас не трогаю». Подчеркнутая мягкость сразу же ставит под сомнение искренность слов и рождает подозрение, что под овечьей шкурой прячется волк. Те же самые эмоции вызывают плаксивые, хнычущие голоса.

Тем, кто говорит невыразительно от страха перед чьей-то силой и энергией, необходимо осмыслить тему покорности. Может быть, следует осознать ее как что-то фальшивое и неискреннее. Тихая речь призывает человека прислушаться к себе и попытаться обрести себя. Лишь после этого громкая истина будет иметь право на существование. Задавленная робость должна превратится в освобожденную искренность, которая может выражаться соответствующим образом: легким и мягким дыханием или убедительным рычанием.

Голос, который всегда звучит оглушительно громко, сам по себе является симптомом. Часто тот, кто заставляет стены трястись от грома похвал самому себе, не только огорчает своих близких, но и сам огорчается... Оглушительно громкое веселье, к сожалению, является общепринятым способом выражения радостных (и весьма поверхностных) эмоций. Только если человек хоть раз глубоко прочувствует радость, он сможет стать свободным.

Шипящий голос выдает змеиную сущность с той глубиной символики, которая восходит еще к Библии. Змея ассоциируется с ложью и коварством, с ощущением опасности и даже заговора.

Резкий пронзительный голос сразу же обращает на себя такое пристальное внимание, которого трудно было бы добиться достойным Демосфена красноречием.

Глухой голос всегда окрашен тем, что он пытается заглушить: гнев, ярость или подавленные слезы.

Для того, чтобы голос звучал адекватно, необязательно всякий раз прибегать за помощью к каким-то «запредельным» эмоциям, и жить, захлебываясь ими. Освободившись от этой установки, можно научиться открыть и свободно выражать любое настроение.

ВОПРОСЫ:

1.    Чему соответствует мой голос (настроению, профессии, общественному положению)?

2.    Привлекает ли мой голос внимание к себе или старается спрятаться? Соотносится ли он с моими претензиями к жизни?

3.   Могу ли я доверять своему голосу и говорить спокойно? Производит ли он хорошее впечатление?

4.    Могу ли я в споре свободно сказать все, что думаю?

5.    Какое чувство угнетает мой голос? Соответствует ли оно моему душевному настрою?

6.    Зависит ли мой голос от определенного настроения или же оно беспрестанно меняется?

7.    Что можно услышать в моем голосе помимо содержания речи?

Покашливание как симптом

Покашливание, конечно, лишь тогда может внушить тревогу, когда оно носит устойчивый характер, доставляет неприятности самому человеку и мешает окружающим. Покашливание — своего рода попытка очистить дыхательные пути для того, чтобы внятно что-то сказать. Покашливание издавна принято считать сигналом к тому, что можно объявлять о начале выступления. Тот, кто постоянно покашливает, объявляет о выступлении которое никак не может начаться. Речь идет о человеке, который пытается привлечь к себе внимание и что-то сказать, но слова, которые он не в состоянии сформулировать, «застревают у него в гортани». Такому человеку необходимо научиться сосредоточенности и мужеству. Тогда его недовольное покашливание превратится в продуктивную содержательную критику.

© Рудигер Дальке

 

Раздел: 

Комментарии

Аватар пользователя natalyagul

интересно)), спасибо