Вы здесь

Сердце в китайское медицине

В китайской медицине ясность сознания, скорость мышления человека, его рассудок и дух связывают с сердцем. Считается, что именно в сердце хранится «шэнь» — жизненный дух, или божественный разум.

Жизненный дух — это главное в человеке, он покидает тело только в момент смерти. Дух показывает, насколько организм человека богат жизненной силой ци, а кроме того контролирует все поступки. В принципе, именно поступки позволяют определить присутствие духа у человека. То, что скрыто от нашего взгляда, но тоже характеризует наличие духа, — это психика, логика и способность человека ясно мыслить. Если дух в сердце крепок, человек не только ясно мыслит, но и четко излагает мысли.

Из анатомии нам известно, что сердце окружено своеобразной сердечной «сорочкой» — перикардом. Сердце и перикард связаны между собой настолько тесно, что большинство патологических изменений в сердце отражается на перикарде, и наоборот.

Согласно теории ТКМ, перикард наделен способностью «отводить» от сердца патологические факторы, защищая его от вредных воздействий. Так, например, когда в перикард проникает «жар», «воспламеняется» и сердце. (С позиции философии ТКМ, сердце вообще легко «перегревается», поскольку относится к стихии огня.) И тогда возникает «смятение духа» — особое состояние, для которого характерна высокая температура, бред, беспокойство. В этой ситуации акупунктурное воздействие на точки, расположенные на меридиане перикарда, позволит «отвести» от сердца «жар», снизить артериальное давление, унять тахикардию.

Перикард, как и сердце, выполняет функции кровообращения и потому причисляется китайской медициной к кровеносным сосудам. В теории ТКМ отходящие от сердца крупные сосуды вкупе с перикардом считаются частью органа сердце. Интересно, что венозная система сюда не включена!

Дефицит жидкости в организме отражается, в первую очередь, на состоянии крови, которая катастрофически густеет, а потому хуже движется по сосудам, плохо «кормит» ткани, клетки. Чем гуще кровь, тем больше нагрузка на сердце. «Качать» такую кровь ему трудно — надо больше сил. Но всегда ли есть у сердца запас этих сил?

Поскольку сердце физиологически тесно связано с языком, в книгах по китайской медицине язык иногда называют «отростком сердца». Даже если это вольность переводчиков, обратите внимание: у некоторых людей кончик языка выделяется на общем розовом фоне, будто пылает красным цветом. Так бывает при «перегреве» сердца. Не случайно в китайской медицине язык считается «окном» сердца.

Если возникает «жар сердца» или «пустота инь сердца» — особые состояния, называемые в ТКМ синдромами, — человек поет, много болтает. В противоположных состояниях — при «пустоте ци и ян сердца» — не хочет говорить вообще или быстро устает от разговора. Не дай Бог этим синдромам встретиться где­нибудь на улице!

Нарушения речи могут возникать и при других патологических изменениях в сердце. Например, когда патогенный жар проникает в сердце или перикард, возможны такие нарушения, как бессвязная, невнятная речь, бред, потеря голоса и другие. Бывают ситуации, когда функция сердца ослаблена в силу того, что сердцу «мешают» патологические жидкости, например, мокрота (синдром «мокрота закрывает окно сердца»). В таком состоянии человек ощущает «муть» в голове, будто в ней «что­то закрывается». При этом нарушаются и сознание, и речь.

Участок на теле человека, который первым реагирует на болезнь органа, в ТКМ называют «зеркалом». «Зеркало» сердца — это лицо, точнее — мимическая мускулатура. Чтобы понять, насколько крепок в человеке дух, достаточно просто посмотреть ему в лицо: оно лучше всего отражает эмоции и дух человека.